Мы уже писали о том, что Постановление Пленума ВС, принятое незадолго до нового года рассматривает ряд вопросов, касающихся привлечения к ответственности лиц, имевших возможность воздействия на должника.
Так, руководитель юридического лица или участник его коллегиального органа, который фактически не осуществлял деятельности по его управлению, все равно признается контролирующим лицом.
Подчеркивая обязанность руководителя подать заявление о банкротстве, ВС указывает, что эта обязанность возникает в момент, когда это решение принял бы разумный и добросовестный руководитель.
В случае, если руководители должника сменялись и действовали недобросовестно (то есть не подали заявления о банкротстве), то их можно привлекать к субсидиарной ответственности в следующем порядке: первого руководителя - по обязательствам, возникшим по истечение 1 месяца с момента, когда он должен был подать заявления о банкротстве и до фактической подачи заявления. Каждым последующим руководителям, которые вступают в должность, дается разумный срок для ознакомления с делами плюс 1 месяц. По обязательствам, возникшим в этот срок, они не несут субсидиарную ответственность, а вот за более поздние долги их можно привлечь к ответственности. Соответственно, неподача заявления о банкротстве может повлечь ответственность за долги, которые возникли много позже ухода руководителя со своей должности.
Все это свидетельствует об активной "прокредиторской" позиции ВС.