Согласно ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 27, ч. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.
Часть 1 ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) после введения в действие АПК РФ должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, исполнительных документов, выданных налоговыми органами, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса. Лицами, участвующими в делах этой категории, являются граждане, предприниматели, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица.
В заявлении должно быть изложено требование о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Заявление подается с соблюдением правил подсудности, установленных ст. 35 и ч. 6 ст. 38 АПК РФ.
Ненормативный правовой акт может быть оформлен не только в виде отдельного документа, но и в виде резолюции на документе или в иной форме.
Ненормативный правовой акт должен быть адресован конкретному лицу и содержать обязательные для этого лица правила поведения, например, требование о выселении, предписание о прекращении осуществления определенных действий.
Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, полагающим, что принятие акта (совершение действия) нарушает его права и законные интересы.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органа или должностного лица (судебного пристава-исполнителя) незаконными обладают:
- граждане, организации, иные лица, чьи права и законные интересы, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушаются (как они полагают) ненормативным правовым актом (решением, действиями, бездействием);
- прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы - только в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 198 АПК РФ (если предполагается, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) органа или должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности).
Статьей 198 АПК РФ определено, что право оспорить ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) органа или должностного лица возникает у лиц, которые считают, что данный акт:
- не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- возлагает на них какие-либо обязанности, не предусмотренные законом (нормативным правовым актом);
- создает препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органа или должностного лица незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов.
АПК РФ предусмотрен 3-месячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации или гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом.
Срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин (что определяет арбитражный суд) и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК РФ). Указанный срок применяется, если федеральным законом не установлено иное (иной срок установлен, в частности, Законом).
Пропуск данного срока или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления влечет возвращение заявления (ст. 115 АПК РФ), о чем судья единолично выносит соответствующее определение. Об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления судья указывает в определении о принятии заявления к производству.
Статья 125 АПК РФ содержит общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) должностных лиц.
В частности, заявление должно содержать:
- полное наименование арбитражного суда, в который оно подано;
- наименование (имя) заявителя, место его нахождения (а если заявитель - гражданин, то место жительства, дату и место рождения, место работы, дату и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);
- перечень прилагаемых документов.
Заявление подписывается самим заявителем либо его представителем.
Дополнительно в заявлении должны быть указаны:
1) наименование органа или лица, принявшего оспариваемый акт, решение, совершившего оспариваемые действия (бездействие);
2) точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;
3) какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;
6) сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие).
К заявлению должны быть также приложены:
1) текст оспариваемого ненормативного правового акта;
2) доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа или должностного лица), а также доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства;
3) доказательства уплаты государственной пошлины (если заявитель не освобожден от ее уплаты);
4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
5) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
6) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения на время рассмотрения заявления, о чем арбитражный суд выносит определение в порядке, предусмотренном главой 8 АПК РФ.
Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или его возвращение (статьи 128, 129 АПК РФ).
Статьей 200 АПК РФ установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:
1) данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст. 17 АПК РФ);
2) срок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей - не более 10 рабочих дней;
3) дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных и других органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Об этом указывается в определении о принятии заявления к производству (ст. 127 АПК РФ).
Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, предусмотренном главой 11 АПК РФ. Размер судебного штрафа, налагаемого на должностных лиц, не может превышать 50 МРОТ, на организацию - 1000, на граждан - 25 МРОТ;
4) при рассмотрении дел этой категории арбитражный суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) бремя доказывания по данной категории дел закон возлагает не на заявителя, а на орган или лицо, чей ненормативный правовой акт (решение, действия, бездействие) оспаривается. Вместе с тем арбитражный суд может истребовать названные доказательства по собственной инициативе.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд принимает решение по правилам, установленным главой 20 Кодекса.
Судом принимаются следующие виды решений:
1) об удовлетворении заявления и признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Для удовлетворения заявления арбитражным судом должно быть установлено, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя;
2) об отказе в удовлетворении заявления.
В мотивировочной части решения указываются: фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В резолютивной части решения арбитражный суд подробно излагает все сведения, касающиеся оспоренных ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия).
При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда. Решение по данной категории дел подлежит немедленному исполнению, если иной срок не установлен арбитражным судом (статья 182 АПК РФ).
Признанный недействительным ненормативный правовой акт (его отдельные положения) со дня принятия решения арбитражного суда не подлежит применению.
Решение по данной категории дел вступает в законную силу и может быть обжаловано в общем порядке (статьи 259, 276 АПК РФ).
Н.В. Тарасова, специалист юридического отдела Управления ФССП России по Воронежской области.
Порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в соответствии с нормами АПК РФ.
Поделиться ссылкой: